Она не рассказывает, она рисует образы. Она не дает интервью — она наслаждается общением, эта романтичная последовательница Эпикура, утонченная, загадочная, глубокая и неповторимая...
Ее невозможно не слушать, ей не устаешь восхищаться. Неслучайно студенты театрального института им. Б. Щукина, даже поздно вечером, после всех занятий, засыпают ее смс-ками. А когда приходит день расставания с выпускниками, молодые талантливые красавцы-актеры и божественно прекрасные актрисы обливаются слезами, прощаясь с ней.
Увы, это трудно описать, насколько красиво, по-русски богато и по-европейски изысканно она умеет разговаривать.
Актриса, телеведущая, педагог актерского мастерства и художественного слова, Марина Валерьевна Ливанова родилась в 1952-м году в городе Горьком (Нижнем Новгороде). Детство, по ее собственным словам, прошло, «как в родовом поместье» позапрошлого века. С особым укладом, правилами, устоями, со строгостью воспитания, с детскими праздниками, домашними спектаклями, играми и шарадами, книгами и гостями, с яблонями за окном, с потрясающим видом на Волгу. Ее окружали благородные и интеллигентные люди, родители, бабушка с дедушкой, родственники и друзья. «Самый главный и ценный дар, который родители могут преподнести своим детям, — говорит Марина, - это воспитание. Дар моих родных для меня бесценен».
Она закончила педагогический институт и сразу, буквально «с улицы», поступила в Щукинское театральное училище в Москве. С трех лет она мечтала стать актрисой... А затем черноокую красавицу, похожую на испанских мадонн, озарил своими лучами кинематограф. Картины «Принцесса на горошине» и «Дуэнья» давно стали классикой российского кино. «Враг народа» и многосерийный приключенческий фильм «Аляска Кид» с увлечением смотрят зрители вне зависимости от возраста и, как говорят, социального положения. Долгое время проработав на нижегородском телевидении, Марина Ливанова стала самой популярной и узнаваемой телеведущей. В 1997 году она победила в конкурсе «Вся Россия» в номинации «Лучшая ведущая».
Сейчас Марина Валерьевна - преподаватель театрального института имени Б. Щукина и главный эксперт Центра поддержки русскоязычного театра за рубежом.
О призвании и педагогике
Когда я прилетела из Вены и просто вошла в стены Щукинского училища, я испытала нечто такое, чего не передать словами. Это как в рай попасть — объяснить невозможно, а не почувствовать нельзя. Нет времени, нет пространства, есть только свет, дух, состояние. Необычайный подъем сил! И сегодня, занимаясь со студентами, каждый раз я будто становлюсь их ровесницей, вместе с ними расту, вместе с каждым из них выращиваю художника, мастера, творца. Не знаю, призвание это или что-то еще, но когда ты занимаешься любимым делом, когда ты всем существом своим чувствуешь, что то, что ты делаешь, волшебно, каждый раз неповторимо и прекрасно, ты счастлив...
Одна из главных моих задач - научить студентов читать. Это ведь поколение компьютеров, интернета, мобильных телефонов, им трудно представить себе восторг, который мы испытывали от запаха страниц зачитанной старой книги, от света настольной лампы, когда в доме все затихает, и ты с наслаждением устраиваешься в кресле в предвкушении полного погружения в потусторонний мир — мир литературы. Ведь читать можно по-разному. Я учу их получать удовольствие от русского языка, от его глубины, простора, мелодичности и точности, пытаюсь научить говорить на родном языке, как бы странно и высокопарно это ни звучало. Мы ведь сегодня не просто упрощаем язык, мы его унижаем, обезличиваем. Развивается «глухота языка», и это трагедия! Я очень хочу, чтобы мои студенты понимали, что артист не может говорить плохо, ведь для того чтобы сыграть своего героя, нужно сначала услышать его...
О книгах
Всю свою жизнь я очень много читаю. Причем читаю все: от классики до «кремлевских хроник» и «рублевских рассказов», для того чтобы понимать, что люди пишут и о чем они думают.
В последнее время у меня сложился абсолютный роман с «Анной Карениной». Я вообще люблю Толстого, но сейчас это что-то особенное. Я открываю для себя совершенно новые глубины, доселе неизведанные. Вообще, читая Толстого и Достоевского в разные периоды своей жизни, будто заново открываешь для себя мир. Я считаю, что в русской литературе это две самые непревзойденные вершины. Были, есть и будут.
Недавно, готовя со студентом отрывок из Толстого, вдруг задумалась, откуда взялась фамилия «Каренин». Видно, что фамилия старая, дворянская, а ни в одном справочнике ее нет. Потратив ночь на поиски, в воспоминаниях сына Толстого я наконец нашла упоминание о том, что, работая над романом «Анна Каренина», Лев Николаевич изучал древнегреческий и древнееврейский языки, а по-гречески «каренон» - голова. И можно предположить, что не увлекайся Толстой языками, в русской литературе осталась бы Анна Головина. Такое вот я совершила открытие (Марина улыбается).
Если говорить о современной литературе, то ничего не потрясло меня за последний год так, как роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Считаю, что это великая книга.
Много читаю зарубежных авторов: англичан, французов, но это скорее для удовольствия, а для развития — только русскую классику. И сердце каждый раз замирает от красоты, ума, художественного гения... Газет не читаю и телевизор не смотрю. Нет ни желания, ни времени.
Об удовольствиях
Я получаю удовольствие буквально от всего! Обожаю летать на воздушном шаре, ездить верхом, плавать. Не люблю грубый тупой экстрим: сплав по горным рекам, гонки в пустыне на мотоциклах, но обожаю горные лыжи. Люблю путешествовать и открывать для себя что-то новое. Люблю природу. Для меня удовольствие — просто бродить по улицам, смотреть на небо, видеть, как распускаются почки, как растет трава, дышать воздухом весны, лета, осени, зимним морозцем. Я люблю солнце и дождь, зной и ветер. Я ведь выросла не на асфальте, в каком-нибудь спальном районе Москвы, а в прекрасном городе Нижнем Новгороде, на Волге, которая во мне буквально живет. Я смотрю спектакли, хорошие фильмы - это тоже колоссальное удовольствие для меня. Этому нельзя научить, но можно научиться. Трудно, долго, но можно. И я стараюсь своих студентов направить на этот путь.
О счастье
У каждой женщины свое счастье. Кто-то счастлив в одиночестве, кто-то в семье с четырьмя детьми и двадцатью внуками, кто-то с мужем и тремя любовниками, кто-то — в поиске, кто-то от того, что нашел. Я думаю, что, когда человек чувствует, что ему легко ходить, есть крылья, чтобы летать, когда его сердце бьется чаще, когда рядом — сердце другого человека — это и есть счастье. Может быть, для кого-то важны материальные блага: загородный дом, машины, яхты, шубы, бриллианты, муж-олигарх... Такое тоже бывает. Для меня это — чужое представление о счастье. Правильное-неправильное, не возьмусь судить.
Я счастлива от того, что живу. Вообще мы никогда не знаем, от чего будем чувствовать себя счастливыми или несчастными через минуту. На мой взгляд, женщины не могут жить без любви. Для них чувства — главное. Входит женщина в комнату — и сразу становится видно по тому, как она идет, как сидит, как разговаривает, держит спину: любит она, любима, счастлива или несчастна. Для меня это так.
О своей тайной любви
Я очень люблю Волгу. Это моя главная, непреходящая тайная любовь. Иногда я ее приоткрываю другим, чтобы поделиться. Потому что многие русские люди, как ни странно, бывают где угодно, даже на Луне, но ничего не знают о Волге. Для меня это удивительно. Я Волгу люблю физически. То есть совершенно не могу без нее жить. Иногда в Москве где-нибудь в час дня я сажусь в машину, доезжаю до Ярославля, до которого просто ближе, чем до Нижнего, выхожу на набережную, чтобы постоять, посмотреть на воду, вдохнуть волжский воздух, а потом снова в машину и - обратно в Москву. Это кратковременное бегство из каменных джунглей для меня — просто спасение.
А недавно была в родном Нижнем. Вышла из поезда и захотела пройтись пешком. Утро. Солнце сияет. Вдруг вижу, на стене штамп: «Вся власть воображению!» Иду дальше - штамп: «Поэзия на улицах!» Тут я понимаю, что я - из этого города. Дошла до моста, где Ока впадает в Волгу. Вода блестит на солнце, как живое зеркало, такая полная, дышащая. Белеют стены и сверкают купола Благовещенского монастыря... И я задышала. Полной грудью, свободно. Нет тоски, нет усталости, нет суеты. Это было так невероятно прекрасно, что я вспомнила о своих московских друзьях: если бы они только могли это видеть!..
О себе по-мелочи
- Что вы считаете своим главным недостатком?
- По-английски это называется «прокостинатор», то есть я — человек, который все делает в последний момент. Иногда это мешает.
- Достоинством?
- О себе трудно говорить, но я знаю, что не стыжусь себя. Пожалуй, это главное. Я всех призываю к тому же.
- Что для вас самая большая жертва?
- Время, которое я вынуждена отдавать, тратить не тогда, когда я этого хочу, а когда понимаю, что кто-то в этом остро нуждается.
- Чего вы боитесь?
- Сойти с ума... Окончательно, добавила бы я (Смеется).
- Что вы не приемлете в людях?
- Предательство, ложь, воровство...
- А что больше всего цените?
- Уважение к другому человеку. Маленькому, большому, старому, молодому, здоровому, больному — к любому. Для меня главное — уважение к личности. А еще — благородство, верность, способность изменяться и умение прощать.
- Вы оптимист?
- Я — романтик.
- Скажите, пожалуйста, осталась в России интеллигенция?
- Какой пессимистический вопрос. Конечно. Интеллигенция неистребима!
- Вы сами пишете стихи или прозу?
- Конечно. И то, и другое. А кто в России не пишет?!
Беседовала Татьяна Упирвицкая